Аннотация:Статья является первой частью исследования, посвящённой развитию теоретическихвзглядов первого поколения Франкфуртской школы. Основное внимание уделяется её месту в историимарксистской социальной теории и «левой идеи» в XX в. В этом контексте рассматриваются отношенияИнститута социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, являющегося институциональнымядром Франкфуртской школы, с советским марксизмом, а также степень изначального соответствияинтересов лидеров Франкфуртской школы марксистской традиции и причины их постепенно отходаот марксизма начиная с 1930-х гг. Отмечается немарксистский характер интересов и профессиональнообразовательного бэкграунда ведущих сотрудников Института и резкий отход от первоначальных позиций исторического материализма с приходом на должность директора М. Хорхаймера. Подчёркиваетсясущественное влияние на теоретическое развитие и политическую позицию лидеров Франкфуртскойшколы прихода к власти в Германии национал-социалистов и вынужденной эмиграции — в отличиеот опекаемых государством советских коллег, сотрудники Института оказались в ситуации социально-политического сиротства. Отмечается, что центральной темой исследований Франкфуртской школыпосле провозглашения во второй половине 1930-х гг. «критической теории» ключевым методологическим ориентиром становится «авторитарная личность», в которой Т. Адорно, М. Хорхаймер, Г. Маркузеи Э. Фромм (с работ которого об «авторитарном характере» и начинается разработка этой темы) видятоснование социальной несправедливости и тоталитаризма. Утверждается, что концепция «авторитарной личности» выворачивает наизнанку первоначальный исторический материализм, характерный дляисследований сотрудников Института в 1920-х гг., и психологизирует политические отношения, а такжеформирует средства социальной стигматизации и дискриминации инакомыслящих. Это обнаруживаетво взглядах самих лидеров Франкфуртской школы признаки «авторитарной личности» и одномерности,которые выступали для них основными объектами критики.