Аннотация:Данная работа была посвящена изучению особенностей психологической саморегуляции в напряженной профессиональной деятельности учителей при разных уровнях выраженности хронического утомления. В исследовании приняли участие 42 респондента. Методы исследования: разработанная профессиографическая анкета, комплекс психодиагностических методик: «Степень хронического утомления» (А.Б. Леонова); «Шкала личностной тревожности» (А.Б. Леонова), Опросник самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандрикова), Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова), «Шкала контроля за действием» (Ю. Куль, адапт. С.А. Шапкина), Мельбурнский опросник принятия решений (адапт. Т.В. Корниловой).
Основные выводы нашего исследования: 1. При выраженном хроническом утомлении у выборки учителей повышен уровень физиологического дискомфорта – физическое самоощущение, наличие физической боли, неприятных ощущений; понижено большинство показателей произвольной саморегуляции: моделирование, программирование, оценка результатов, гибкость и общий уровень саморегуляции; неудачи воспринимаются более болезненно; отмечается повышенная личностная тревожность. 2. При усугублении хронического утомления у учителей ухудшаются только показатели произвольной саморегуляции.