Аннотация:Канонические конвенции — это типологические духовные синтагмы разных эпох, представленные в виде «канона / канонов», зависящих отпонимания / считывания человеком образа мира, в связях и отношениях, скоторым состоит человечество и частью которого человек и обществоявляются. В родовом отношении канон в искусстве предопределен образомреферента или объектом поклонения. Канон учреждается со всей очевидностью знаменно. Но поиск тождественных канону пластических средств егораскрытия предполагает работу по выработке канонических правил. Появление нового канона происходит на сломе больших эпох и материализуетсяособым образом в триединстве факторов «матрицы бытия»: социальнойорганизации общества, технологическом уровне производства, представлением о духовном, идейном содержании жизни.Канон-«морф» в искусстве палеолита выражен преимущественнов поклонении объектам биоценоза. В мезолите, неолите и эпохе металла«морф» сменяет канон-«морфема» в виде культурного архетипа образа мироздания, в котором есть человек и сотворившая мир сущность, с которойчеловек связан с помощью жертвы. Такой образ мира дошел до нас в структуре языка, мифа, сказки. Он развернут по вертикали и горизонтали в уровняхнадземного и подземного пространств и представлен в разных мифопоэтических моделях сотворенного мира. Эта структура сохраняется в неолитеи эпоху металла, но уточняется в деталях культурного предания. Древниецивилизации сохраняют образную мифо-морфологическую контекстностьМироздания как системы, но внутри них зарождается канон-«метаморфема», в частности, авраамическая монотеистическая идея образа мира, а вряде регионов и культур — его моническая модель, признающая существование всего одной субстанции или одного типа субстанций.В монотеизме и монизме упраздняется идея множественности мифологических миров, соответственно меняется образ референта — имстановится в одном случае личность Творца, а в другом — внеличностная, внепространственная и вневременная «субстанция», определенная в буддизме категорией «нирвана». Прежние канонические структуры не исчезают,но они соподчинены новым законам объектного и предметного содержанияобраза мира. С Нового времени возникает особая модальность средневекового канона — «антропоморфема» как сциентический центр картины мира —предикатив, в котором человек признается ее интеллектуальным центром.Эта образная линия в ХХ столетии ложится в основание еще одной модальности — «субъекта»-канона, в результате дерзновенной попытки подсознательного конструирования образа мира, т. е. в парадигматической моделиего презентации. Сегодня все канонические формы присутствуют в мировойхудожественной культуре.Ключевые слова: типология искусства, канон, семиотика искусства,референт знака, образ референта, искусствоведение, художественный образ, образ мира, категория, художественная культура, самоидентификация,структура.