Аннотация:Предпринята попытка рассмотреть психоаналитические исследования человека сквозь призму системного подхода, а также двух разнонаправленных методологических установок. Преследуется цель раскрыть на их примере тезис о принципиальности для науки формирования адекватных представлений об изучаемом объекте как о некотором целом. Актуальность этого обусловлена происходящим осмыслением оснований научного познания, коррелируемого с вопросом о пределе дробления объекта познания, а также с онтогносеологической проблемой предпосылочности самого знания. В антропологическом плане актуальность данного исследования соотносится с поиском фундаментальных оснований человеческого бытия, связанного как с целостностью личности, так и с «экологичностью» ее существования, обусловленной новыми вызовами современности. Методы. Методологической основой является рассмотрение темы в ракурсе редукционизма и ирредукционизма (функциональный анализ и функциональное расчленение), а также в контексте «системы мышления», что позволяет проследить философско-мировоззренческую «мотивированность» интерпретации проблемы человека. При этом сама «система мышления» предстает как своего рода «пред-набросок», обусловливающий нюансы конкретного истолкования. Основные идеи исследования, полученные результаты и их обсуждение. В психоаналитической традиции такой «мировоззренческой предпосылкой» способа постановки и решения проблемы человека стали интегративный и системный подходы. Существенно, что в постфрейдовской психоаналитической антропологии, прежде всего у Л. Бинсвангера и Э. Фромма, принципиальным моментом стало представление о целостности личности. Последнее позволило осмысливать роль интегративного соответствия / несоответствия реализации функциональных потребностей в его целительном (либо, напротив, деструктивном) аспекте. Заключение. Полученные выводы позволяют затронуть проблему своего рода «экологии духа». Все это способствует как обоснованию философской проблемы целостности, так и более углубленному пониманию самой психоаналитической традиции. В практическом плане возможно использование результатов исследования в преподавании вузовских социогуманитарных курсов.