Аннотация:УДК 930.1; 338.22.01
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
И ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
Юдина Т. Н.
доктор экономических наук, доцент,
действительный член (академик) РАЕН,
профессор ФГП МГУ имени М. В. Ломоносова
(г. Москва, Россия, e-mail: orchidflower@list.ru)
Аннотация: в эпоху тектонических изменений, турбулентности, трансгуманизма и/или
постгуманизма, трансгрессии проблема государственной исторической политики в целом
и государственной историко-экономической политики как ее части имеет высочайшую
степень актуальности в контексте глобализации и цифровизации как мегатрендов.
Целостный, междисциплинарный анализ позволили оценить архиважное значение
государственной исторической политики.
Ключевые слова: государственная историческая политика, государственная историкоэкономическая политика, стратегирование как сверхдолгосрочное планирование, Святая
Россия – Россия Великая – Россия Державная, правда как клеточка экономической системы,
от аристотелевского домостроя к новому домострою, российская цивилизация и Россия
как ковчег человечества, Национальная доктрина образования, «мировое правительство»,
государственный исторический суверенитет.
Введение
В двадцатые годы XXI века так называемый коллективный Запад (де-факто не
являющийся таковым) повысил градус гибридной войны и/или холодной войны
2.0 с целью создания очередного «нового мирового порядка» под эгидой США,
фактически не США как одного из 254 государств современного мира, а представителей «глубинного государства» и «мирового правительства». Идет беспринципная
супермасштабная информационная война, сокрушаются традиционные ценности
как основа менталитета. Совсем не случайно выступая на февральском 2023 года
саммите в Дубае, глобалист Клаус Шваб объявил, что в условиях глобальной
цифровизации информационно-коммуникационные и/или цифровые технологии
растут по экспоненте. «Наша жизнь через 10 лет будет совсем другой, очень сильно
изменится, и кто овладеет этими технологиями (искусственным интеллектом,
космическими технологиями, биотехнологиями и др. – дополнение автора тезисов),
в некотором роде будет хозяином мира» [1]. «Клаус Шваб, который долго делал вид,
будто озабочен будущим человечества, теперь, на старости лет, уже не скрывает,
чем занят: созданием мирового правительства. Свой региональный давосский
форум в Дубае он так и обозначил «World Government Summit». Шваб призывает все
национальные элиты объединиться, иначе им не удержать контроль над передовыми
технологиями», – констатировал член Совета Федерации Федерального Собрания
России А. К. Пушков в своей социальной сети Telegram-канал [2]. Действительно,
происходящие тектонические изменения в мире, наступившая эпоха постгуманизма,
79
Раздел 1. Актуальные вопросы государственного строительства
в контексте обеспечения устойчивого развития экономики
включающая трансгуманизм, трансгрессия и турбулентность высветили архиважность
фундаментального исследования проблемы государственной исторической политики
(ГИП) в целом и государственной историко-экономической политики (ГИЭП),
в частности, в контексте глобализации и цифровизации как взаимосвязанных
мегатрендов, а также практической реализации ГИП и ГИЭП.
Основная часть
Целостный и междисциплинарный методы анализа позволяют дать оценку,
определить архиважное значение государственной исторической политики,
связанной с целеполаганием. Помимо этих важнейших способов исследования,
необходимо использовать метод стратегирования как сверхдолгосрочного
планирования, охватывающего века и даже тысячелетия развития того или иного
государства, позволяющего определить константы, миссию, традиционные ценности
и в целом государственную историческую политику в контексте цивилизации.
В мире функционируют национальные школы стратегирования: американская,
китайская и др. В российской науке стратегирование используется в узком смысле
слова, например, в рамках школы В. Л. Квинта [3]. Однако следует констатировать,
что в арсенале современного аппарата методов анализа исторического развития
экономики и общества в России и на постсоветском пространстве этот инструмент
исследования фактически все еще остается нановостребованным (здесь использовано
именно слово нано как нечто очень маленькое). В результате «исчезновения» и малой
(нано) востребованности стратегирования российские ученые не могут целостно
охватывать феномен России как цивилизации и цивилизации как России [4].
Открытый еще в первой четверти XVIII в. И. Т. Посошковым феномен единства Святой
Руси – России Великой – России Державной, правды как клеточки традиционной
гармонической экономической (домостроительной, а не хрематистической) системы,
исторической трансформации аристотелевского и сильвестровского домостроев
к новому домострою [5], идеи российской цивилизации и России как «ковчега спасения
человечества» не нашли еще должного отражения в государственной исторической
политике. Пробелы в познании и осмыслении цивилизации Ромейской державы
константинопольского периода (Византийской империи) как II-го Рима не позволяют
извлечь уроки ее падения в 1453 г. для России как III-го Рима.
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года» [6] ориентирует наш народ в принципе на суверенную ГИП, государственный исторический суверенитет. Примечательно, что Послание Президента РФ
Совету Федерации 21 февраля 2023 года заканчивается глубинными словами,
обращенными к глубинному нашему народу: «Россия ответит на любые вызовы,
потому что все мы одна страна, один большой и сплочённый народ. Мы уверены
в себе, уверены в своих силах. Правда – за нами» [7]. Этот экзистенциональный вывод
Послания 2023 г. В. В. Путина дает основание для утверждения, что в России есть
государственная историческая политика и государственная историко-экономическая
политика. Для правильной ее выработки и реализации требуются, во-первых,
Национальная доктрина образования, во-вторых, отказ от признания Запада как
демиурга, выделяющего «высшие – европейские народы – и низшие – все остальные
расы, народы и племена». Не случайно еще Ч. Дарвин в своей работе «Происхождение
видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за
жизнь» (1859 г.) писал о сохранении «благоприятных рас», под которыми он понимал
англо-саксов.
80
Раздел 1. Актуальные вопросы государственного строительства
в контексте обеспечения устойчивого развития экономики
Национальная образовательная доктрина основывается на духовном смысле
образования: «Основной целью образования является предъявление и усвоение
духовно-нравственного идеала – обладателя и источника Абсолютной Истины,
Любви, Знаний и Красоты». В ней содержатся цивилизационные составляющие, когда
«главной практической задачей образования является познание фундаментальных
Законов Бытия и овладение методологией творческого их применения в трудовой
деятельности», а также социальные компоненты («важнейшая социальная функция
образования состоит в обеспечении самоидентификации каждого гражданина
России») [8]. Однако враги Православия продолжают утверждать, что Православный
цивилизационный проект будто «провалился». На что можно ответить одним словом:
«Не дождетесь!» на основе познания законов мироздания. ГИП РФ должна решить
геополитический вопрос России как цивилизации и цивилизации как России.
Заключение. Выводы
1. Государственная историческая политика (ГИП), называемая еще политикой
памяти, как совокупность средств, посредством которых органы государственной
власти утверждают некоторые трактовки исторических феноменов как доминирующие,
должна позиционировать в качестве доминирующей трактовку феномена России
как цивилизации и цивилизации как России, а также обеспечить государственный
исторический суверенитет России.
2. Государственная историко-экономическая политика (ГИЭП) обязана обеспечить
дальнейшую суверенизацию экономики РФ, повышение в целом экономического
и финансового суверенитета, самобытное развитие России как цивилизации и всех
народов, ее населяющих. К этому необходимо готовить новые поколения нашего
Отечества.
Список литературы
1. Шваб рассказал, как стать хозяином мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://rossaprimavera.ru/news/1f4feb8a – Дата доступа: 07.03.2023.
2. Пушков высказался о саммите Шваба и «мировом правительстве» [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://1prime.ru/macroeconomics/20230216/839820259.html. –
Дата доступа: 07.03.2023.
3. Теория и практика стратегирования: V Международная научно-практическая
конференция (17–18 февраля 2022). Московский университариум стратега: сборник
избранных научных статей. В 2 кн. / под науч. ред. В. Л. Квинта. Книга I. – М.: Изд-во
Московского университета, 2022. – 270, [2] с.
4. Юдина, Т. Н. Россия как цивилизация и цивилизация как Россия (домостроительные
ответы России на домостроительные вызовы анти-России). Монография. – М.: ИНЭС,
2021. -184 с. DOI:10.33917/02-Р2101.
5. Юдина, Т. Н. Новый Домострой. Конституирующая универсальная перспективная
экономическая система России. – М.: ТЕИС, 2015. 448 с.
6. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1 –
Дата доступа: 06.03.2023.
7. Послание Президента Федеральному Собранию 21 февраля 2023 г. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/
statements/70565. – Дата доступа: 07.03.2023.
81
8. Рыбаков, С. Национальная доктрина образования в РФ: стратегическое видение
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ruskline.ru/news_rl/2023/03/01/
nacionalnaya_doktrina_obrazovaniya_v_rf_strategicheskoe_videnie. – Дата доступа: 07.03.2023.
file:///C:/Users/orchi/Downloads/Сборник%20статей%2017%20конференции,%20Пелих%20С%20А_.pdf
ISBN 978-985-527-664-8