Аннотация:Начиная с конца XIX в. исследовательский взгляд на просвещение в России постоянно менялся. К концу XX в. доминирующим стало представление, согласно которому Просвещение рассматривается как общеевропейский социально-исторический, философский, культурный феномен, атрибутивным, но своеобразным элементом которого оказывался процесс Просвещения в России. Особенные черты русского Просвещения объяснялись особенностью экономического развития России. Исследователи исходили из существования некоего эталона Просвещения, в качестве которого чаще всего выступала Франция XVIII в. Само понятие просвещения, сквозь призму которого рассматривалась русская мысль XVIII-XIX вв., оказывалось поздним исследовательским конструктом, post factum обращаемым на объект изучения. Собственное понимание просвещения и оттенки этого понятия, выражаемые самими мыслителями так называемой эпохи Просвещения, практически полностью игнорировались или даже подвергались остракизму. Вопреки сложившейся исследовательской практике автор пытается выявить исконный русский смысл понятия просвещения в XVIII в. и то значение, которое ему придавали русские мыслители данной эпохи. В результате очерчиваются несколько ключевых значений не сконструированного post factum, а бытовавшего в XVIII в. понятия просвещения (осияние светом, обогащение ума познаниями, праздник Богоявления и Крещение), показываются его глубокие религиозные и нравственные коннотации.