Аннотация:Статья вскрывает ряд проблем, ограничивающих понимание условий,формирующих движение современной системы образования в российском обществе. Отмечается, что традиционные оценки недостатков российской системы образования в большинстве случаев основаны на эмпирически обыденных наблюдениях, ухватывающих внешне воспринимаемые события как достаточные, а потому абстрактные, то есть не требующие проверки на теоретическом уровнепознания. Показано, что ползучий эмпиризм ограничивает научное понимание происходящих в образовании негативных явлений и не даѐтвозможности выработки научно обоснованных рекомендаций по их нейтрализации. В этом состоит научная новизна представляемогоматериала. Цель статьи – представить суждения научной критики выступлений отдельных участников конференции в Финансовом университете и привлечь внимание к наследию отечественной педагогики, использование которой в настоящее время особенно важно.