Аннотация:Реакция Чехова на «присутствие» в своей жизни «ярого письмописца» Николая Александровича Лейкина (как личности, автора текстов) довольно противоречива.
Различные художественные произведения и, в особенности, письма Чехова и Лейкина позволяют разобраться во многих вопросах, связанных с общей характеристикой эпохи, с журнальной деятельностью обоих, поэтикой журнального «текста», со спецификой отношения каждого из авторов к проблемам жанра, повествовательной манеры и пр.
Интерес читателя-потомка к фигуре издателя Лейкина носит непостоянный характер и объясняется на каждом этапе своеобразного обострения особыми причинами, которые, в свою очередь, также не могут не вызывать любопытства. В нашем случае этот интерес связан с исследованием таких явлений, как биография писателя, процесс ученичества, проблема творческих связей, специфика художественных клише, шире – подражания.
Так, например, чтение лейкинских писем обнаруживает практически полное отсутствие в них комики. В остроумии Лейкину отказать нельзя, но комическое в языке его эпистолярия проявляется весьма скудно, так что создается ощущение, будто это качество не является органически присущим лейкинскому стилю.
Вопросы о стилистике лейкинской прозы и о его понимании художественности позволяют создать ракурс, в рамках которого Чехов может предстать как разноплановая фигура, и такая странная перспектива, безусловно, откроет нам важные детали в личности писателя, в характере эпохи историко-литературном и социологическом аспектах.