Место издания:Издательство Московского университета Москва
Первая страница:130
Последняя страница:132
Аннотация:Среди ключевых психологических понятий, понятие «мотив» занимает особое место, играет важную объяснительную функцию. Трудность систематизации любых мотивационных отношений, регулирующих поведение человека, обусловлена тем, что это многоуровневая система. Определение мотива как предмета потребности (А.Н.Леонтьев) позволяет выявить специфику собственно человеческой мотивации и представляет его в качестве регулятора поведения определенного уровня, которое отражается в сознании разными способами – осознание эмоциональных отношений, через систему словесных обозначений (знаково-опосредованная форма психики), через личностный смысл, через вторичное присвоение социальных норм и ценностей. Мотив, как предмет потребности предполагает наличие двух диалектически единых полюсов – предметности как движущей силы активности и пристрастности, определяющей процесс смыслообразования. Это выдвигает особые требования к практическому исследованию и построению методики диагностики мотивации, требует комплексного подхода и сопоставительного анализа эмоционального отношения, словесных мотивировок, выявления значимости и доступности системы ценностей. Этот подход был применен в экспериментальном исследовании, целью которого было выявить особенности ценностных ориентаций (системы базовых общечеловеческих и учебных ценностей с точки зрения их значимости и доступности в будущем, что отражает направление личностного роста) старших школьников в зависимости от их учебной мотивации (по типам доминирующего мотива).