Аннотация:Трансформация российской системы высшего образования, возникшая в результате эскалации в международных отношениях, и, как следствие, необоснованный разрыв научно-образовательных связей со многими европейскими университетами и научными центрами (например, прекращение поддержки отечественных ученых со стороны германской службы академических обменов - DAAD), выход из Болонской системы образования стали своего рода точкой бифуркации для дальнейшего развития отечественной высшей школы. В настоящее время необходимо сконцентрироваться на использовании внутренних научных ресурсов страны, а также поиске новых и перспективных решений. Данный вопрос является в настоящее время одним из наиболее актуальных и требует особого внимания со стороны государства. Цель статьи - анализ уровня развития российских вузов и предложения направлений по сетевизации высших учебных заведений в соответствии с запросами различных субъектов. Проведен анализ конкурентоспособности российских вузов в международных рейтингах, и приведен рейтинг регионов с лучшими вузами. Представлены данные об интеграции вузов на примере кластеров как одной из форм сетевизации с различными субъектами экосистемы. Методология исследования основана на анализе теоретических и практических работ в области управления вузами с целью выявления наиболее перспективных направлений по развитию сетевых связей. Научная новизна состоит в консолидации разработанных и предложенных направлений для практического применения вузами с целью интенсификации процессов взаимодействия посредством развития сетевых связей. Предлагаемые направления сотрудничества вузов практически применимы вне зависимости от места в рейтингах с целью повышения как престижа образовательного учреждения, так и инновационной привлекательности региона.