Креативные индустрии в крупнейших городах Япониистатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 20 июня 2024 г.
Аннотация:https://doi.org/10.55959/MSU0579-9414.5.78.4.7Статья посвящена выявлению особенностей креативных индустрий в японских городах с населением более 1 млн человек. Поскольку в Японии до сих пор не выработано универсальное определение креативных индустрий и нет официально принятой их классификации, в данном исследовании на базе анализа и агрегирования различных источников информации разработан авторский классификатор креативных индустрий, учитывающий особенности японской культуры и традиций. Анализ креативных индустрий в крупнейших городах позволил определить, что наиболее развитым креативным сектором в Японии является передовая креативная индустрия – «IT и компьютерные сервисы». Из традиционных отраслей наиболее широко распространены «ремесла и прикладное искусство» и «архитектура». Для всех 12 анализируемых городов были рассчитаны коэффициенты специализации – соотношение доли креативных организаций и занятых в креативных индустриях по городу к соответствующим долям отрасли по стране – и построены лепестковые диаграммы для всех креативных индустрий. В результате было получено представление о креативном профиле каждого из крупнейших японских городов на национальном уровне. Для выявления территориальных различий в развитии креативных индустрий в городах Японии применялся сравнительно-географический метод, а для определения территориальной структуры креативных индустрий на национальном уровне – картографический. Показано, что креативные отрасли распределены по территории страны неравномерно и территориальная структура креативных индустрий в Японии является моноцентрической – с гиперконцентрацией в Токио, «креативном хабе» всей страны, который намерены превратить в креативный центр Азии. По мере уменьшения численности населения города прослеживается довольно плавное снижение числа креативных организаций и занятых в креативных отраслях. Развитие креативного сектора – важная составляющая национальной политики Cool Japan, в рамках которой японские традиции и культурное наследие рассматриваются как инновации для экономического роста и развития креативных индустрий. В зависимости от числа выявленных креативных специализаций были выделены «креативные ядра» первого, второго и третьего порядков, которые можно рассматривать как потенциальные креативные центры своих регионов.