Аннотация:Актуальность. Одной из актуальных для психологии творческого мышления выступает проблема критериев оценки успешности решений. Оценка субъектом своего решения в процессе мышления в форме интеллектуальных эмоций «уверенности — сомнения» может выступать критерием и основанием переживания разрешенности или неразрешенности, потенциального успеха или неуспеха, вести к продолжению или остановке в решении.Цель. Изучение динамики интеллектуальной «уверенности — сомнения» на разных этапах решения проблемных ситуаций различного содержания.Выборка. 66 студентов разных вузов, специалистов и неспециалистов по отношению к содержанию задачи.Методы. Испытуемые решали по восемь проблемных задач научного и художественного содержания с подсказками из авторских методик «Понимание смысла отрывка художественного/научного текста», оценивая интерес и уверенность в процессе решения; выполняли диагностические методики: тест интеллекта «Прогрессивные матрицы Равена», «Сложные аналогии». Результаты. Выявлено шесть типов динамики интеллектуальной уверенности, которые различным образом соотносятся с успешностью решения. Успешное разрешение проблемных ситуаций научного содержания дляспециалистов сопряжено с уверенностью на каждом этапе, для неспециалистов — с сомнениями на этапах понимания смысла проблемы и формулировки решения. С успешным разрешением проблемных ситуацийхудожественного содержания студентами-неспециалистами соотносятся типы динамики: «сомнения — сомнения — уверенность», «уверенность на всех этапах»; последний наблюдается также при неуспешном решении.В связи с этим выявлено два типа уверенности: 1) обоснованная, связанная с опорой на подсказки, ведущая к успешному решению, 2) необоснованная, без опоры на подсказку, не ведущая к успешному решению.Выводы. Процессуальным критерием оценки успешности решения могут выступать интеллектуальные эмоции уверенности или сомнения. В зависимости от этапа решения и содержания проблемной задачи интеллектуальная уверенность закономерно изменяется у специалистов и неспециалистов, выполняя функцию предварительной оценки, регулируя процесс решения.