Аннотация:Народное искусство возникало из художественно-образного прочтения явлений природы в процессе долгих наблюдений за ней в ходе трудовой и хозяйственной деятельности человека и предметно-пространственная среда: жилище, костюм, обувь, украшения, предметы быта, личные предметы, орудия труда, ритуальные вещи, орнамент, природный ландшафт и др. соответствует знанию практического и мировоззренческого факторов, отраженных традиционно в дихотомии утилитарное-эстетическое, бытовое-духовное, форма-декор. Сегодня этот дидактический нарратив сохраняется в понятиях народного искусства, мы к нему привыкли, однако фактически он должен быть пересмотрен и существенно обновлен. Так форма вполне имеет декоративна и эстетична, а утилитарное обладает антропологической природой, лежащей в основе законов «дизайна». Любой бытовой предмет наделяется энергией духовной памяти, на этой основе, в частности, зиждется инсталляция. И тогда декор, и форма должны быть освоены в художественно-образной целостности, а это как научная проблема имеет телеологические причины, и эстетическое в отношении к утилитарному понимается не гносеологически, принцип чего просматривается в классической рациональности, а эпистемологически, где все факторы соответствуют именно телеологии, тождество которой в искусстве соответствует художественно-образной целостности. И в настоящее время на повестке дня стоит вопрос раскрытия категории идеи как основной для искусства телеологической причинности. Эта проблема рассматривается в статье с использованием на угорском материале (ханты и манси) в ракурсе связи искусствоведения и семиотики для уточнения правил художественных оценок народного искусства с помощью категорий «знак» и «образ референта».