Состав мастерской Казимира Малевича во Вторых Свободных государственных художественных мастерских (Москва, 1918–1919) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2023. — Т. 25, № 1. — С. 214-224статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Аннотация:В статье раскрываются результаты изучения архивных документов (РГАЛИ, музей МАРХИ), которые содержат достоверные списки учащихся (подмастерьев) Свободных государственных художественных мастерских (СГХМ). Эти уникальные учебные и творческие учреждения были организованы в Москве (1918) в результате авангардистской реформы специального образования. Впервые публикуются три взаимосвязанных списка московских учеников (подмастерьев) К. С. Малевича во Вторых СГХМ. Списки сопоставляются друг с другом. На этой основе комментируется история становления «индивидуальной» мастерской великого авангардиста. Педагогическая деятельность была неотъемлемой частью творческой биографии Малевича, но пока изучены только сравнительно поздние этапы его преподавания в Витебске и Петрограде (Ленинграде). Краткий, но насыщенный событиями московский этап (ноябрь 1918 г. — октябрь 1919 г.), когда принципы педагогики Малевича, собственно, и были сформированы, до сих пор не конкретизирован. Комментируются основные события двух учебных сезонов жизни «индивидуальной» мастерской, вплоть до отъезда Главного мастера в Витебск (октябрь 1919 г.). Конкретизируются личности московских подмастерьев, подчеркивается последовательность их появления в орбите Малевича. Уточняются творческие биографии известных ныне живописцев, скульпторов, архитекторов и дизайнеров: И. Завьялова, Г. Клуциса, З. Комиссаренко, Г. Крутикова, И. Кудряшова, И. Меерзона, А.-Я. Минчина, Т. Шапиро и др. Вокруг Малевича группировались также авторы практически забытые, но во многом определявшие общий культурный фон искусства авангарда. Благодаря публикуемым данным расширяются представления о школе Малевича, своеобразии его мастерской в Москве, объясняются специфические формы и контекст взаимодействия художников. Многие московские подмастерья Малевича сами стали организаторами СГХМ в регионах.