Аннотация:Триумф чисто человеческого (Гете).
Исследования по ИИ ведутся в границах классической парадигмы парт-
нерства человек-машина. Как и прежде, приложения заняты:
1) профессионалом в рамках "конкретных" интеллектуальных процессов;
2) специалистом на рабочем месте, поддерживаемом библиотеками;
3) универсальной деятельностью: онтологические базы знаний третьего
мира, глобальная сеть Интернета, офисные междисциплинарные места.
Суперкомпьютерные технологии и "глубокое обучение" на базе нейронных
сетей повторяют этап 1), имеющий уровень исчисляющих функций.
Системно-информационная культура (С-ИК) являет трансдисциплинар-
ную научную среду, в которой познавательная функция мышления-созна-
ния имеет дело с трансфундаментальными смыслами [1-2]. Постнеоклас-
сическая наука заметила актуальность изменения ЛИЧНОСТИ — настало
время обрести СЕБЯ функциями сознания, познающими и созидающими
миро - и жизне - воззрение, чтобы состояться в наукоемкой культуре. До-
бавим, что онтогенез идёт по пути РАЦИОНАЛЬНОЙ ОБЪЕКТИВАЦИИ
(РацО) мира. От восприятия-воззрения и опыта-наблюдения надлежит пе-
рейти к синтезу ТЕОРИЙ, по возможности, на самоочевидном умозрении.
Новые горизонты ИИ связаны с разрешением пятисотлетнего кризиса
образования. Вместо смысловой реальности культуры социум насаждает
потребительскую реальность. Самодетерминация в системном мире вы-
равнивает дисбаланс умных машин и людей. Каждое приложение Интер-
нета должно служить расширению междисциплинарного горизонта поль-
зователя, способствуя лидерству человека при "пожизненном" партнер-
стве с машиной (А.Ершов). Известная 10-ая "горячая точка" ИИ связана
с созданием интеллектуальной обучающей системы (ИОС) [1-2], ключевой
для этой цели. Реализация ИОС обеспечена:
I. Объединением рассудочно-рационального и экзистенциально-антропо-
логического подходов к образованию человека. Закончилась время про-
2 В. Громыко, В. Казарян, Н. Васильев, А. Симакин, С. Аносов
фессиональной односторонности и раскола науки и искусства. Требуется
интеграция науки и образования на основе теорий. Самосозидание смыс-
лового сознания генетически предопределено природностью мысли.
II. Выявленной плодотворностью единства функциональных символиче-
ских форм и автопоэзиса. Обучение в С-ИК следует дидактике самоиден-
тификации и жизневоззрения с целью самосозидания ЛИЧНОСТИ. Фено-
менология познания становится наследницей феноменологии человека как
единства мира-естества с естеством-человеком. ПОСТРОИТЬ СЕБЯ воз-
можно на сходстве открытия гуманитарным протоколом-чувствования и
приобщения-опознания с естественным, рассудочно-разумным его обосно-
ванием. Основа смыслового СЕБЯ — личностная конкретизация РацО.
III. Достижением в рациональной конкретизации синтеза индуктивного-
конкретного и концептуального-общего (Гильберт). Проблема универсалий
мышления конкретизировалась в естественно-научном знании (ЕНЗ) на
уровне сверхъестественного знания.
S ЕНЗ : ⟨ Н аивный АМ : реальность⟩ ⇐ ⟨ АМ : аксиоматизация⟩
⇐ ⟨ С истемный АМ : моделирование⟩ ⇐ ⟨ Я зык К атегорий: дескрипция⟩.
IV. Сверхчувственным созерцанием-умозрением S (S ЕНЗ ) мира-мысли в ра-
циональном сознании: восприятие-воззрение на базе естественного язы-
ка; опыт-представление ЕНЗ на языке категорических теорий математи-
ки; наконец, трансдисциплинарный охват на языке смысла ЯК. Коэволю-
ция разума c антропогенной средой С-ИК — "царский" путь образования
смыслового сознания. Cамодетерминация учащегося в отношении самооче-
видности предельных абстракций ЕНЗ достижима посредством приложе-
ний опыта-практики, опознания-мышления очевидности познания, а также
включением филогенеза — ученого-незнания в жизни-проблем ЕНЗ.
Борьба за мыслительную суть человека неудержима: А.Колмогоров —
единство отображения и АМ; В.Успенский — становление рационального
человека (истина-ложь, не- и знаемое, не- и понимаемое); А.Семенов —
конструктивные смыслы инструментов С-ИК. В реализуемом универсаль-
ном обучении [1-2] субъективация — наследник языка смыслов ЯК.
Список литературы
[1] Consciousness technology / V. Gromyko, V. Kazaryan, N. Vasilyev, A.
Simakin, S. Anosov // Interdisciplinary Scientific Journal The Complex
Systems. М.: ООО «Приятная Компания», 2016. — Т.3, №1. — С. 46-61.
[2] Васильев Н.С., Громыко В.И. Пропедевтические курсы математики в
условиях непрерывного образования. // Гуманитарный вестник МГТУ
им. Н.Э.Баумана. Москва, 2015. — Т.2, №28. — С. 1-17.