Аннотация:Статья посвящена проблеме изучения минус-приема в
структуре художественного текста, которым может являться и произведение
изобразительного искусства. На примере изображения трактора в живописи
и графике пореволюционной эпохи разбирается сложение нового в искусстве
образа, трактовка которого меняется с течением времени – от символа перемен, связанных с революцией, до знака коллективизации к концу десятилетия.
Анализ художественных произведений указанного времени дает основания
полагать, что художник, обязанный изображать трактор как символ успешно
развивающегося советского сельского хозяйства, зачастую безуспешно искал
пути введения этого нового для искусства объекта в структуру художественного образа. Для осмысления данного феномена используется та трактовка
введенного Ю. Лотманом понятия «минус-прием», когда он обозначает отсутствие в тексте тех или иных значимых элементов, наличие которых ожидается
зрителем и позволяет ему интерпретировать образ. И эту пустоту заполняет
изображение трактора, играющего роль эмфатической паузы, видимой и ощущаемой при проговаривании текста, но не оправдывающей наших ожиданий
в его трактовке.