Аннотация:Все социологические парадигмы опираются на существующую картину мира, которая детерминирует их посредством познавательных моделей. Так,сложившиеся в прошлом веке дарвинистский эволюционизм и диалектический материализм в объяснении природных и социальных процессов в основном опирались на четыре познавательные модели: схоластическую (природа и социум как тексты, шифры),механистическую (природа и социум как машины), статистическую (природа и общество как балансы средних величин) и системную (природа и социум как организмы).На данные познавательные модели в той или иной мере опираются и современные социологические парадигмы — социальных фактов, социального поведения, социальных дефиниций и детерминизма. Однако сегодня социальные процессы выходят за рамки этихпознавательных моделей, и наблюдается стремительный рост интереса к междисциплинарному направлению, получившему название «синергетика». Синергетическийподход использует такие понятия, как «порядок», «хаос», «нелинейность», «неопределенность», «нестабильность», «диссипативные структуры», «бифуркация», «аттрактор» и др. Синергетика — наука об общих закономерностях самоорганизации,устойчивости и разрушения упорядоченных структур в сложных системах различнойприроды; теория самоорганизации и развития открытых систем любого происхождения. Синергетический стиль научного мышления предполагает вероятностное видениемира, оформившееся еще в XIX веке. Значение синергетики в том, что она способствуетстановлению нового типа научного мышления — постнеклассической науки — и включению гуманистических и аксиологических параметров в научное исследование, формирует нелинейное мышление, обеспечивая понимание недостаточности схемы последовательной и постепенной кумулятивности в развитии. Новая социологическая парадигмадолжна принять идею синергетики о взаимосвязанности эпистемологии и онтологии,т.е. идею, что познавательная деятельность субъекта изменяет реальность: сам выборпредмета исследования, концептуальной схемы и методов, использование полученныхрезультатов формирует, изменяет и разрушает онтологический базис, поэтому исследователь ответственен за мир, который он создает и реформирует.