Аннотация:В статье рассматривается феномен речевой ошибки в его онтологической связи с другими однотипными явлениями – особенностями детской, народно-разговорной речи и др., косвенное доказательство родства которых иллюстрируют, в частности, материалы ассоциативных экспериментов, показывающих, что типы слов-реакций полностью охватывают разновидности ошибок. Выделяются причины и функции речевых ошибок, среди которых более подробно описывается лексическая ассимиляция, частным случаем которой является паронимическая аттракция. Исследуются психолингвистические механизмы появления ошибок, одним из которых является основной вариант – языковая единица, лексическая или грамматическая, обусловливающая понимание и порождение текста конкретным носителем определённой лингвокультуры, некая активная часть его языкового сознания. Делается предположение о сущности многих ошибок: под основной вариант могут подгоняться другие, в том числе и правильные варианты, что является вообще законом восприятия и понимания человеком мира. Данный процесс имеет субъективно-объективный характер, и выявление его регулярных и константных свойств даёт возможность для классификации ошибок, а также для определения потенциальных зон их возникновения. Основы такой классификации лексических ошибок, построенной на основе типов лексической ассимиляции, предлагаются в статье.