«Это единственная столица Средневековья…, дожившая до нашего времени в сравнительной целости»: исторические образы Праги глазами российских эмигрантов 1920—1930-х ггстатьяЭлектронная публикация
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Аннотация:В межвоенный период 1920—1930-х гг. Прага была признанным интеллектуальным центром российской эмиграции. В статье проанализировано, какое место занимали образы Праги и ее историческое наследие в сознании русских эмигрантов, как они конструировали ее образ, как он отражался в мемуарах, письмах, дневниках, периодической печати, научной литературе, художественных произведениях. Пространство Праги представляло собой особый культурный текст, сформировавшийся на пересечении различных этнических, религиозных, лингвистический границ. Для русских она была не просто городским пространством, но активным участником и свидетелем исторического процесса. В этом отношении, по мнению эмигрантов, лишь немногие европейские города могли бы сравниться с ней. Пражское городское пространство осознавалось русскими как средоточие культурных символов, среди которых особое место отводилось знаменитым архитектурным памятникам — Карлов мост, Пражский град и храм Святого Вита, средневековые улочки Малой Страны и др. Особое место отводится анализу образа Карлова моста, который принимал различные ипостаси. Мост стал активной фигурой, практически действующим лицом как художественных, так и научных рефлексий. В статье анализируется влияние пражских образов на творчество русских эмигрантов: М. И. Цветаевой, Г. П. Струве, И. Северянина, В. Ф. Булгакова, А. В. Флоровского, С. Г. Пушкарева и другие. При этом сделан вывод, что, несмотря на признаваемое большинством русских историческое очарование Праги, немалым числом эмигрантов она воспринималась как провинциальный город, уступавший Москве и Санкт-Петербургу. Показано, что в эмигрантской интеллектуальной культуре бытовало противоречивое восприятие Праги. О ней одновременно писали как о центре славянского мира, с глубокими историческими корнями, так и о культурной провинции Европы. Поэтому образ Праги был сложен и противоречив. В то же время нет сомнений, что исторические образы чешской столицы оставили заметный след в интеллектуальной культуре русской эмиграции.