Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 27 марта 2018 г.
Аннотация:Рассмотрен онтогенез дискурса как важной составляющей развития деятельности человека. Данный процесс проанализирован в широком социально-психологическом контексте отношения коммуникации и предметной деятельности, восходящего к исследованиям орудия и знака в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина. По мнению автора, данное отношение является неотъемлемой характеристикой совместной деятельности, выступающей в зависимости от решаемых ею задач то предметно-орудийной, то знаковой стороной. Тем самым в качестве основы любого дискурса предлагается рассматривать психологические возможности человека, обретаемые им в ходе овладения способами деятельности, а этапы онтогенеза дискурса выступают как стадии развития сознания индивида. Подчеркивается, что принятое в лингвистике деление дискурса на виды отличается от видения дискурса в представлении психолога своей поверхностью, ибо опирается на частотность употребления тех или иных слов, а не на причины и смыслы того, что с их помощью выражает участник коммуникации. Аналогично языковая личность - это не только спектр возможностей человека, связанных с созданием и восприятием речевых произведений (текстов), но и с его способностью понимать, что скрыто за словом. Рассматривается суть проблемы взаимосвязи общения и предметных преобразований в системе совместной деятельности. В этой связи рассматривается роль различных форм сознания, в частности когнитивного и коммуникативного, в их отношении к обыденному сознанию. Выявляется специфика специальных форм совместной деятельности в фило- и онтогенезе. Особое внимание уделяется всему комплексу так называемых лингвистических и паралингвистических средств коммуникативного процесса, используемых его участниками для актуализации коммуникативного осознания предметных значений как результатов совместной деятельности. Анализ разнообразия форм сознания привел к выводу о том, что проблема понятия - это проблема становления способов понимания, которые должны быть адекватны условиям и результатам совместной предметной деятельности.