Аннотация:Рассматриваются актуальные проблемы современной гуманитарной науки, раскрывается ее связь с социальной ситуацией ее развития в России. Показывается значение идей философов (Э. Гуссерль, Г. Шпет) и психологов (Э. Эриксон, А. Леонтьев) ХХ в. для развития психологии и философии личности XXI в. Доказывается необходимость пересмотра категориальной сетки понятий, перехода от матричного к сетевому принципу построения инвариант. Исходя из анализа развития личности в современной ситуации неопределенности и кардинальных трансформаций, рассматриваются способы операционализации неопределенности в исследованиях личности. Анализируются энтропийные и синергетические тенденции в развитии идентичности, доказывается важнейшая роль переживания как механизма развития и социализации личности, формирования ее активности, представлений о себе и мире, а также новых значений и смыслов.