Аннотация:Статья направлена на выявление препятствий на путях коммерциализации результатов академических научных исследований, которые могут быть порождены различиями в институциональных средах производства научного знания и производства технологической продукции инновационными стартапами. Для этого в ней даются характеристики упомянутых институциональных сред, а также паттернов поведения в них, не имеющих характера формальных или неформальных институтов.Особое внимание уделяется психологическим чертам предпринимателей и их когнитивным способностям, которых может не оказаться у преподавателей и научныхсотрудников университетов и научно-исследовательских организаций. Сопоставлениесодержания названных сред дает основания для выделения двух типов институциональных барьеров: первый имеет общеэкономический характер и может порождать значительные издержки работы инновационных стартапов; второй имеет внутриорганизационный характер и может порождать высокие риски перехода из наукив производство, препятствуя принятию научными сотрудниками и преподавателямирешений о создании инновационных технологических стартапов. В заключительномразделе статьи формулируются некоторые рекомендации по снижению уровня барьеров второго типа. В частности, для компенсации рисков, связанных с возможнымипоследствиями неудачи созданиях стартапа и трудностями возвращения в сферу научно-исследовательской деятельности, руководство университетов могло бы юридически гарантировать преподавателю или научному сотруднику возвращение на рабочее место в научных или учебных подразделениях факультетов в течение не менее пяти лет после создания стартапа.