Дидактическая модель обеспечения конкурентоспособности выпускника вуза на региональном рынке труда (на примере подготовки выпускников IT-направлений)статья
Аннотация:Статья посвящена проблеме построения дидактической модели подготовки выпускника вуза, направленной на обеспечения его конкурентоспособности. Теоретическая модель строится на примере выпускника IT-направлений подготовки регионального вуза, но может быть распространена на другие направления, обеспеченные качественными профессиональными стандартами специалиста. С целью преодоления разрыва между компетенциями обучающихся, формируемыми в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы университета, и требованиями ключевых региональных работодателей к подготовке молодых специалистов представлен подход к проектированию и модернизации образовательной программы вуза, учитывающий специфику профессиональной деятельности выпускника на примере IT-индустрии. Для достижения цели исследования — разработки и теоретического обоснования модели — проведён анализ понятия «конкурентоспособность выпускника вуза», представлена классификация конкурентоспособности человека как субъекта экономической жизни. Разработана дидактическая модель обеспечения конкурентоспособности на региональном рынке труда выпускника IT-специальностей по образовательным программам высшего образования, ориентирующая выпускника регионального университета на внутрипрофессиональную конкурентоспособность в условиях организации производственного процесса, характерного для регионального работодателя. Учитывая, что для современной IT-индустрии проектный подход является основным, формулируется вывод, что необходимый уровень конкурентоспособности выпускника IT-направлений подготовки будет достигнут, если при проектировании или модернизации образовательной программы исходить из необходимости подготовки выпускника к деятельности на нижнем уровне командной модели реализации проекта и знакомства с проектными ролями верхнего уровня. В статье приводится краткое описание проектных ролей, составленное совместно с экспертами, представляющими ключевого регионального работодателя. Отмечается, что для успешной деятельности в определённых проектных ролях наряду с профессиональными компетенциями необходимо наличие у молодого специалиста личностных качеств, соответствующих их специфике. Отметим также, что результаты экспериментальной апробации модели будут приведены в последующих публикациях.