О персонализме в современной отечественной философии: С. С. Хоружий, С. М. Половинкин, А. В. Соболев, Н. П. Ильин, В. П. Визгин, Д. К. БогатыревстатьяИсследовательская статья
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 24 июля 2024 г.
Аннотация:В статье рассматриваются взгляды известных российских историков русской философии С. М. Половинкина, Н. П. Мальченкова, А. В. Соболева, В. П. Визгина, С. С. Хоружего и Д. К. Богатырева на значение и место персонализма в России. Прослеживаются разногласия и диапазон взглядов от признания персонализма магистральной линией русской философии до опасения превращения его в факт истории философии, достойный изучения. Авторы прослеживают развитие персоналистических и антропологических концепций в западной философии и едины в том, что русский персонализм может спасти философию: у Хоружего – в той или иной мере от «кризиса» и «разрушения» постмодернизма, у Мальченкова – от «ренессанса», «который был, на деле духовной болезнью, вырождением русской мысли» , у Половинкина – от «скандала в философии» и «скептического ада», у Д. К. Богатырева – от становления всей русской философии «экзотическим экспонатом» «в музее древностей». Рассматриваются взгляды на историю философии из персоналистической перспективы, прогнозируется ее дальнейшее развитие, или же предлагается ее сначала переписать (Н. П. Мальченков). Представлены выдвигаемые авторами специфические характеристики персонализма в России, такие как аристократизм, национал-персонализм, теологичность, энергийность, литературоцентричность, гибридность метода, экзистенциальность, диалогизм. Делается вывод о значении персонализма – или персонализм, или конец русской философии.