Аннотация:Целью статьи является исследование необычной технологической особенности икон старообрядческого горнозаводского Урала – применения минералов крокоита и реальгара в качестве художественных пигментов. При проведении технологической экспертизы шестидесяти двух невьянских икон XVIII–XIX вв. в ГОСНИИР в 2019–2023 гг. реальгар впервые был обнаружен в двадцати двух памятниках, крокоит – в одиннадцати, что доказывает широкое применение этих минералов в уральской иконописи. Химический анализ образцов красочного слоя с икон был проведен комплексом аналитических методов, таких как поляризационная микроскопия, энергодисперсионный рентгеновский микроанализ, ИК- и КР-микроспектроскопия. Необходимо отметить, что оба рассматриваемых минеральных пигмента являются редкими как для русской живописи, так и для поздней русской иконописи иных художественных центров и школ. Можно предположить, что реальгар появился в обиходе уральских мастеров как привозная краска из Западной Европы под названием Rauschgelb / Rusgeel, где он был востребован в живописи в XVI–XVIII вв. Не исключено также, что он мог завозиться в Россию, на Урал, из Китая или Средней Азии, где расположены его крупные месторождения. Тогда как появление крокоита в невьянских произведениях, бесспорно, обусловлено открытием и разработкой его месторождений именно на Среднем Урале. Оба минерала начинают использоваться в невьянских иконах во второй половине XVIII в. (нижней хронологической границей применения крокоита является первая половина 60-х гг. XVIII в). По всей видимости, в XIX в. они постепенно исчезают из обихода уральских иконописцев.