Аннотация:АбстрактМ.М. Бахтин, о теоретическом наследии которого существует обширная литература,на материалах которого защищен, в том числе и на кафедре, которую представляетавтор, целый ряд диссертаций, остается, тем не менее, в теорет ико-эстетическомотношении недооцененной фигурой в истории российского философского дискурсавообще и философско-эстетического его раздела в особенности. Причина этогозаключается в известных политических обстоятельствах, в которых М.М. Бахтинупришлось осуществлять свою деятельность, а затем и в тех обстоятельствах, вкоторых происходила апроприация его идей внутри страны различными научнымидискурсами. Эти обстоятельства определили режим значительных ограничений,пусть и различных по содержанию и объему, для возможности эксплицитно полнойэкспозиции философского и философско-эстетического понимания ключевой дляМ.М. Бахтина теории диалога, который представляет собой диспозиционнуюонтологическую характеристику всех коммуникаций в социуме, а, следовательно, ивсех культурных процессов, одной из разновидностей которых является иэстетическое существование. Представить себе онтологический характерсуществования вообще, социального существования в частности и эстетическогосуществования в конкретном обсуждении как совокупность разнородных автономныхпроцессов прекрасно позволяла теория диалога при ее универсальном эксплицитномизложении, но это не могло быть позволено с позиций казенного марксизма,доминировавшего в советской идеологии в качестве философской позиции. По тем жепричинам эта доктрина не принимала и идеи философии процесса А.Н. Уайтхеда,впервые высказанные в то же время, когда М.М. Бахтин формировал основы своей теории диалога. В этом глубокая закономерность «приключений идей», чтоплодотворные из них высказываются независимо различными людьми в различныхместах, но затем необходимо соединяются воедино в силу принципиального единстваглобального человеческого интеллекта. Переосмыслить гуманитарный философско-методологический потенциал теории диалога М.М. Бахтина в значении онтологиикультурных процессов вообще и процессов эстетического существования в частностиимеет целью настоящая статья.Ключевые словаФилософия процесса, процессуальная парадигма в эстетическом мышлении, диалогкак процесс с необходимостью, диверсификация культурных диспозиций режимадиалога в социальной коммуникации, эстетическое существование как процесс и какдиалог, переосмысленная философско-эстетическая ценность теории диалога М.М.Бахтина.