Аннотация:Одной из наиболее активно дискутируемых проблем методологии исторического
знания остается вопрос о необходимости смены его гносеологических ориентиров. Как
представляется, вопрос этот не может быть разрешён без учёта занятой исследователем
философской позиции. Такое утверждение соответствует общепринятым представлениям о природе и задачах философии. Удачное резюме этих
представлений мы находим в ёмкой формуле В. Виндельбанда: «Проблема философии –
значение аксиом».
Парадигма материалистическая - центром ее построений является постулат
об объективном существовании мира, его субстанциальном единстве
и законосообразности процессов, проходящих на всех уровнях его структурной
организации. В гносеологическом плане ему соответствует положение о единстве
принципов и методов научного постижения мира, включая и исследование процессов
социально-исторической динамики.
Не отрицая своеобразия методов таких исследований, эта эпистемология исходит
из признания фундаментальной общности основ научной методологии