Armed Attacks on Schools by Adolescents in the USA: Socio-Psychological Risk Factorsстатья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 19 июня 2024 г.
Аннотация:Актуальность исследования обусловлена необходимостью противодействия массовым убийствам школьников и педагогических работников, осуществляемым самими обучающимися. Несмотря на предпринимаемые меры, вероятность вооруженных нападений на российские образовательные организации остается высокой. В статье характеризуется комплекс факторов, побуждающих несовершеннолетних к организации массовых убийств, на основе сведений об аналогичных преступлениях, совершенных в США. Целью исследования является описание факторов риска вооруженного нападения на образовательные организации, связанных с недостатками социального окружения несовершеннолетних и наличием у них проблем в сфере социального взаимодействия. Исследование основывается на принципах и положениях социальных наук, методах теоретического исследования - обобщения и систематизации информации. Методами эмпирического исследования выступают дескриптивная статистика, расчет средних значений и стандартных отклонений. В результате проведенной работы выявлен комплекс характеристик, раскрывающих обстоятельства массовых убийств несовершеннолетними в США. Представлена характеристика массовых убийств в образовательных организациях, описаны параметры вооруженного нападения, причины выбора объекта нападения, вид оружия. Дана возрастная и социальная характеристика нападавших и мотивов их действий. Определены социально-культурные, психологические и социально-психологические причины вооруженного нападения. Показана роль средств массовой информации и средств коммуникации в пропаганде вооруженных нападений, рассмотрены тенденции легитимизации и геймификации насилия. Установлены психологические и клинические предпосылки нападений, определена роль негативного влияния на несовершеннолетних их социального окружения, выражающегося в физическом, психологическом, сексуальном и иных видах насилия, попустительстве в удовлетворении социальных потребностей несовершеннолетних. Полученные результаты расширяют представление о факторах риска, побуждающих несовершеннолетних к нападениям на образовательные организации: проблемы во взаимодействии с социальным окружением, психоэмоциональное состояние обучающихся, сформированная деструктивная направленность несовершеннолетнего. Практическим результатом исследования выступают предложения по обеспечению безопасности информационного пространства, образовательной организации и выработке мер психолого-педагогического сопровождения обучающихся.