ИСКУССТВО БЕЗ ХУДОЖНИКА: К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВАстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 24 июля 2024 г.
Аннотация:В статье ставится вопрос об авторстве произведений со- временного искусства, институциональном характере и социально- экономических условиях его производства, а также пространственных и медиаэстетических опосредованиях его восприятия. Главная проблема исследования формулируется на пересечении двух вопросов: всё ли, что производят художники, является искусством? И только ли художники являются авторами подписанных ими произведений? Проблема состоит в появлении у произведений современного искусства товарной формы, которая не мешает им, а напротив, является условием их социальной и культурной легитимации, признания в контексте истории мирового искусства, то есть музеефикации. Кроме того, в статье обсуждаются: онтологический статус художественных вещей или артобъектов, производимых современными художниками, или, точнее, всей индустрией и рынком contemporary art; специфический способ их воздействия на человека, который в качестве чисто эстетического абстрагирован от других каналов чувственного и экзистенциального опыта; цельный художественный опыт бытия-с-искусством или в-искусстве зрителей и художников, его устройство и сущность. Предложенный в статье методологический подход к феномену современного искусства одновремен- но подвергает критике позиции эстетического номинализма и реализма, опираясь на словарь и инструменты теории искусства Вальтера Бенья- мина и русского конструктивизма. В качестве альтернативы господствующим на сегодня критериям оценки произведений современного искус- ства (например, у Т. де Дюва) автор предлагает оригинальную теорию русского левого авангарда с центральными для него понятиями художественной «вещи-товарища» и коллективного автора-производителя.