Место издания:Пензенский государственный технологический университет Москва-Пенза
Первая страница:27
Последняя страница:38
Аннотация:В статье доказывается, формально-содержательная категория жанра связана с характером организации внутренних мыслей и переживаний, отражающих в том числе и жизненный материал. Ее следует отличать от понятия жанрового канона. В статье оспаривается представление о размывании жанровых границ в лирике XIX – XX веков. Утверждается, что жанр в отличие от канона представляет собой текучий, видоизменяющийся феномен, однако жанровые границы не могут совершенно размываться, поскольку сохраняется типологическая отграниченность ситуаций, на которые они ориентированы. Сам способ переживания ситуации может быть детерминирован различными авторскими установками, каковы, в частности, установки целевые, прагматические (поучение, обличение, восхваление), установки, связанные с формой воплощения текста в материале, со способом его бытования (надпись, пение под музыку) и т. д. К числу важнейших авторских установок, влияющих на дифференцирование жанров, относится ориентация на определенный тип общения автора с читателем, потенциальным адресатом. Конфигурация этих установок, обусловленная запросами времени, преломленными через мироощущение поэта, приводит к модифицированным разновидностям жанровых образований, подчас не получающих в поле литературы и (и ее читательском и / или литературоведческом восприятии) канонических имен.