Изменяется ли соотношение точности и скорости обработки количественной информации в зависимости от формата предъявления и уровня математической беглости?статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 24 июля 2024 г.
Аннотация:Представлены результаты анализа соотношения скорости и точности оценки количественной информации. В фокусе внимания оказывается оценка количества, представленного в символическом формате (в виде чисел), несимволическом (в виде объектов), а также смешанном (с одновременным использованием и чисел, и объектов). Решается вопрос об изменении соотношения точности и времени принятия решения в зависимости от формата тестового задания на оценку количества и уровня математической беглости старшеклассников.
В исследовании приняли участие 215 учеников девятых классов общеобразовательной школы (из них 54,9% девушек) в возрасте от 14,8 до 16,6 лет (средний возраст – 15,8 лет). Анализировались показатели точности и скорости выполнения компьютеризированных тестов на оценку количества в разных форматах: «Числовая линия» (символический формат), «Чувство числа» (несимволический формат), «Точки и числа» (смешанный формат). Уровень математической беглости измерялся компьютеризированным тестом «Верно или неверно?». Для обработки данных применялись методы сравнения средних и корреляционного анализа. В ходе исследования показано, что формат предъявления количественной информации определяет направление и степень связи показателей скорости и точности оценки количества. Так, при выполнении заданий с несимволически выраженной количественной информацией (сравнить только объекты) точность прямо пропорционально связана со скоростью обработки такой информации. Напротив, в заданиях смешанного формата (соотнести количество объектов с числом) точность обратно пропорциональна скорости. А при решении заданий с символически выраженной информацией (только числа) точность и скорость их решения оказываются не связанными. Вместе с тем не обнаружено изменений в соотношении скорости и точности оценки количественной информации, предъявляемой во всех трех анализируемых форматах, в зависимости от уровня математической беглости учеников девятых классов. Полученные данные анализируются в контексте влияния свойств стимульного материала, в частности его сложности, на принятие решения при оценке количественной информации в старшем школьном возрасте.