Аннотация:Введение. Участие школьников во внеурочной деятельности увеличивает объем учебной нагрузки и ее долю в структуре суточного бюджета времени, что может приводить к переутомлению организма детей и подростков и способствовать формированию хронических заболеваний, в данной связи исследования по гигиенической оценке организации внеурочной деятельности школьников и разработка мероприятий, способствующих профилактике переутомления детей и подростков, являются актуальными.Цель: дать гигиеническую оценку организации внеурочной деятельности учащихся общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга и предложить рекомендации по ее совершенствованию.Методы исследования. Исследование проведено на базе 5 общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга. Под наблюдением находились 2099 учащихся начальной (1-4-й классы) и 2058 школьников основной (5-9-й классы) ступени образования. Организация внеурочной деятельности оценивалась по количеству направлений реализуемых программ, количеству занятий в течение дня и недели, продолжительности занятий. Всего проанализировано 110 расписаний аудиторных уроков и внеурочных занятий учащихся с 1-го по 9-й класс. Режим дня учащихся 5-9-х классов (269 чел.) изучался анкетным методом.Результаты и выводы. Установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации образовательного процесса школьников: превышение максимально допустимого объема недельной аудиторной учебной нагрузки; составление расписания учебных занятий без учета дневной и недельной динамики умственной работоспособности учащихся; несогласованность расписаний аудиторных уроков и занятий внеурочной деятельности; отсутствие оптимального по продолжительности перерыва между урочной и внеурочной деятельностью школьников. Кроме того, организация внеурочной деятельности осуществляется без учета возрастных особенностей режима дня детей и подростков. По результатам проведенного исследования администрации общеобразовательных организаций и родителям предложено оптимизировать индивидуальный маршрут освоения образовательной программы ребенком, планировать внеурочную деятельность с учетом: интересов детей, их состояния здоровья и режима дня, материально-технической базы общеобразовательной организации, расписания обязательной учебной нагрузки.