Аннотация:Анализ литературы показывает, что до сих пор единого мнения в определении переговоров в научной литературе так и не сложилось и, что в изучении переговорного процесса прослеживаются следующие основные подходы.
Первый. Несмотря на широкую трактовку, признавая, что переговоры представляют широкий аспект общения, сами переговоры рассматриваются как набор тактических приемов в разрешении конфликтов. Авторы придерживаются узкой точки зрения; сужают сферу переговоров, ограничивая ее ситуациями, когда противоречия невозможно преодолеть нормативными актами. Второй подход. Широкая трактовка переговоров. В рамках данного подхода осуществляется комплексный анализ переговоров. Переговоры рассматриваются как общение в широком смысле этого понятия, комплекс различных видов деятельности по удовлетворению взаимных интересов сторон. Отдельно можно выделить группу работ, посвященных изучению психологических аспектов переговоров. Остается открытым вопрос и о характерных - существенных чертах переговоров. В статье отмечается, что уяснение сущности переговоров вообще и переговоров как регулятора социально-трудовых отношений, в частности, следует начинать с категорий «потребности», «общение», а не «частичное совпадение интересов» и «взаимозависимость», как это принято у многих авторов, являющиеся производными структурными элементами по отношению к первым.