Идеальный портрет руководителя образовательного комплекса: методология и результаты изучениястатьяИсследовательская статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 1 мая 2024 г.
Аннотация:Требования к профессиональным и личностным качествам педагогов заложены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Особый интерес представляют исследования «идеального портрета руководителя образовательного комплекса», который является одновременно и руководителем, и педагогом. Углубленный анализ результатов проведенных в последние годы разработок «идеального портрета руководителя образовательного комплекса» выявил ряд требований, предъявляемых к личностным и деловым качествам руководителей-педагогов. Проанализировав данные разработки, мы выявили проблему исследования, которая заключается в двух обстоятельствах. Во-первых, многие исследователи, включая уважаемого коллегу Е.М. Баришовец, считают идеальные портреты, на которые теоретически опираются исследования, «идеальными типами» (по М. Веберу), которые «по своей природе утопичны», «моделями, не подлежащими проверке», поскольку их «нельзя найти в повседневной реальности». Во-вторых, остается нерешенным актуальный методический вопрос о способах выявления и измерения этих качеств у реальных работников. Это определило цель нашего исследования: выявление профессионально важных личностных качеств руководителей-педагогов, разработка идеального портрета руководителя образовательного комплекса и построение математической модели границ выраженности личностных качеств. В соответствие с целью были поставлены следующие задачи исследования: выявление степени соответствия личностных качеств руководителей авторской «идеальной модели руководителя», а также создание эмпирической базы данных для последующей разработки модели эффективного руководителя-педагога образовательного комплекса и успешного решения функциональных задач организаций в сфере образования. Для достижения поставленной цели мы разработали способ выявления личностных качеств руководителей-педагогов, которые соответствуют характеристикам, полученным в результате социологических опросов сотрудников государственных образовательных комплексов и родителей учеников, описанных в статье Е.М. Баришовец в 2019 г., показали пути и методы верификации выделенных требований и разработали прикладную эмпирическую модель «идеального портрета руководителя образовательного комплекса». Исследования показали, что идеальный портрет руководителя образовательного комплекса содержит уникальные черты: из 16 возможных личностных качеств отличительными, доминирующими у педагогов стали одиннадцать характерных черт!!! Сравнительные данные ранее проведенных исследований, показывают, что это значительно больше, чем у «среднестатистического человека», в том числе членов других профессиональных групп.