Аннотация:В настоящей работе после длительного перерыва в историографии вновь ставится задача исследования преемственности между гражданскими союзами и частными ассоциациями римского времени, с одной стороны, и соборными структурами христианской Церкви — с другой. Освещается состояние изученности вопроса в современной и более старой литературе. Разбирается основная терминология, относящаяся к сфере гражданских и частных союзов, с одной стороны, и синодальных структур Церкви — с другой. Констатируется их полное тождество и задается вопрос о том, указывает ли оное на институциональный или лишь типологический континуитет между институциями римского гражданского общества и Церкви. В качестве наиболее яркой черты сходства выделяется то, что и там, и там ведущими фигурами являются священники. В обсуждение проблемы вводится пример птолемеевского Египта, в котором, по мнению автора статьи, впервые был выработан формат взаимодействия монарха со структурами жреческих синодов, воспроизводившийся затем в римское время и ставший базовым для синодальных структур христианской Церкви в их отношениях с императором. Отдельное внимание уделяется феномену «вселенских синодов» и понятию «Вселенная» в специфическом греко-римском культурном вокабуляре. Указывается, что формат важного для христианской Церкви «вселенского синода» (особенно в позднеантичный и раннесредневековый периоды) также восходит к определенным римским социальным практикам, имеющим нехристианское происхождение и относящимся к агонистической сфере и сфере функционирования частных ассоциаций.