Аннотация:В XX в. существовал ряд философских течений, опиравшихся на те или иные рефлексивные техники. Среди них можно назвать феноменологию, организационно-деятельностную методологию (ММК, Московский методологический кружок в СССР) и лингвистическую философию. Если рассматривать их с точки зрения используемых рефлексивных практик, то, на первый взгляд, они различаются предметом рефлексии, ее целью и т.д.
Понятно, что в зависимости от целей, методологических, мировоззренческих и других ориентаций автора можно строить различные определения рефлексии. Для компаративных целей докладчику кажется удобным определить рефлексию следующей формулой: направление внимания на опыт с целью "выявления" его структур и фиксации их посредством тех или иных знаковых средств. Это определение, во-первых, фиксирует технические характеристики рефлексии, присущие ей как особому виду человеческой деятельности, и, во-вторых, уточнение тех или иных частей данной формулы приводит к представлению о тех или иных возможных типах рефлексии. Как частные случаи, получаем и описания рефлексивных практик, сложившихся в вышеназванных философских течениях. Сравнительному анализу различных рефлексивных техник будет посвящена первая часть доклада.
В связи с понятием интерсубъективности в центр внимания попадает выражение ""выявление" структур опыта" из нашего определения рефлексии. Встречаются ли в опыте действительно "непроявленные" структуры? Отличается ли "способ существования" "выявленных" и "невыявленных" структур? Как происходит "выявление" структур опыта? Если структуры опыта оформляются только в процессе их "выявления", то как возникает интерсубъективная значимость результатов рефлексии? Вообще, можно ли говорить о состоявшейся или несостоявшейся, правильной или неправильной рефлексии? Эта группа вопросов будет рассматриваться во второй части доклада.