Аннотация:Музыкальные реалити-шоу представляют собой разновидность реалити-шоу и обладают всеми форматными особенностями программ такого типа. На основе анализа шести российских и китайских музыкальных реалити-шоу схожего формата: «Голос Китая» и «Голос», «Маска» и «Певец в маске», «Песни от всей души» и «Концерт времени» удалось выделить следующие критерии данного формата: 1. Отсутствие сценария. Поскольку музыкальные реалити-шоу являются разновидностью реалити-шоу, у них также есть только правила, но нет подробных сценариев. 2. Подача в телеэфир с первого дубля. В передаче показывается естественная жизнь участников в течение длительного времени. С первого дубля подача материала в телеэфир эффективно обеспечивает реальность шоу.3. Участие «обычных» людей, не имеющих практики работы в игровом жанре, а не профессиональных актеров. В России музыкальные реалити-шоу относят к шоу поиска талантов. Участники в большинстве случаев самые обычные и никому неизвестные люди. Конечно, есть исключения. В программе «Маска» участвует много известных людей. Например, в первом выпуске принял участие российский тележурналист, телеведущий программы «Центральное телевидение» Вадим Анатольевич Такменёв. В шоу он появился не как журналист, а как неизвестный певец в маске. 4. Условия съемок, максимально приближенные к реальным. В музыкальном реалити-шоу используется съемка документального фильма, позволяющая зафиксировать весь процесс каждого участника от подготовки до выступления. В Китае особенно заметны следующие специфические составляющие музыкальных реалити-шоу:1. В реалити-шоу должны быть драматургические элементы. В музыкальном реалити-шоу тоже существуют драматургические элементы. Еще раз возьму программу «Голос» как пример для объяснения. На этапе слепых прослушиваниях у наставников имеется право выбора — любой из наставников во время исполнения может нажать кнопку выбора, означающую, что данный наставник готов принять данного участника в свою команду. Это действие считается как внутренний психологический конфликт.2. Достоверность и объективность. Достоверность и объективность в основном отражается в методах съемки и приемах монтажа реалити-шоу. Благодаря чему зрители верят, что они видят не спектакль, а реальные жизни участников. 3.Играбельность (англ. playability) — Играбельность музыкального реалити-шоу отражена в правилах игры. Наиболее известные как вращение кресла наставников в шоу «Голос», снятие маски в программе «Маска» и т. д.4.Интерактивность. По сравнению с другими типами реалити-шоу, музыкальные реалити-шоу лучше отражают интерактивность. Во-первых, зрители могут выразить свое мнение о программе по различным каналам (например, через TikTok, Weibo). Во-вторых, в программе зрители имеют право голосования. Следует отметить, что для некоторых российских музыкальных реалити-шоу характеры вышеперечисленные особенности. Но в России у реалити-шоу появляются дополнительные признаки:1.Установленные правила игры. В большинстве музыкальных реалити-шоу судьба участников определяется голосами зрителей. Например, В финале шоу «Голос» телезрители определяют победителя прямым телефонным и СМС голосованием.2.В реалити-шоу должны быть соревновательные моменты. В борьбе за выигрыш усиливается чувство соперничества и обостряются отношения между участниками. 3.Использование выразительных средств телевидения для манипуляции. Основным средством экранной выразительности музыкальных реалити-шоу является музыка. Кроме музыки, в программе еще используются эмоциональные приемы.Реалити-шоу часто перенимают признаки других классических телевизионных жанров, в том числе, музыкальных программ. Музыкальные реалити-шоу используют музыку в качестве основного контента и реалити-шоу в качестве жанра выражения. Таким образом, шоу такого типа продолжают все форматные особенности реалити-шоу.