Аннотация:В заметке интерпретируется частный эпизод в развитии пасторального жанра – именно, изображение головных уборов пастухов. В изображение этого предмета материальной культуры изначально было заложено противоречие: с одной стороны, пастораль представляет естественное дикое состояние, когда головной убор по миметическому принципу сближается со шкурой животного, с другой стороны, тип коммуникации героев, вокруг которого строится пастораль, требует изображения цивильных головных уборов как знака подчинения жизни содержательному политическому ритуалу. Такое противоречие неизбежно из-за реального функционирования пасторали одновременно как мысленного эксперимента, как возможен переход от животного состояния к цивилизованному, и идеального мимесиса, в котором важно превращение в произведение искусства всех изображаемых объектов. Эмансипация политической риторики в литературе Возрождения привела к неизбежному вскрытию этого противоречия между экспериментальным и миметическим аспектом пасторали, и важнейшим признаком такого кризиса жанра стали новые неувязки в изображении головных уборов персонажей. Изучение символики головного убора как символики природной адаптации или цивилизационной позиции и позволяет локализовать один из моментов начинающегося кризиса риторических жанров и может быть применено в более масштабных исследованиях по исторической поэтике Европы, включая явления ХХ века, что показано на примере спора Хайдеггера и Целана о сущности поэзии, реализующем те же диспозиции, что были и в классической культуре.
Ключевые слова
locus amoenus; головной убор; пастораль; топика; риторическая культура; образы материальной культуры