Аннотация:В статье в качестве предмета исследования выбран процесс изменения отношения к творческому наследию А. С. Пушкина в советском государстве. Цель исследования — выявить, какую роль играло наследие Александра Сергеевича в политике «культурной революции» и в какой степени оно способствовало её успеху. В рамках этой цели ставились задачи выявить, какие политические обстоятельства влияли на изучаемый процесс, насколько сильной была переоценка значимости творческого наследия Пушкина, какую роль оно играло в рамках идеологического воспитания. Задачей было также рассмотреть конкретные события, и в первую очередь 100‑летний юбилей со дня смерти поэта как момент окончательного закрепления за Пушкиным первого места в «пантеоне русских классиков». Новизна исследования состоит в рассмотрении изменений в отношении к Пушкину и его творческому наследию во взаимосвязи с изменениями теоретических установок, определявших культурное развитие страны. В ходе исследования удалось прийти к следующим выводам. Несмотря на определяющее значение теории «двух культур», на идеологические установки советской власти в первые годы её существования, в рамках которой Пушкин как представитель эксплуататорского класса должен был подвергаться критике, даже среди представителей Пролеткульта не было полного отрицания его творчества. В момент установления единообразия в культурной сфере посредством использования единственно возможного художественного метода — социалистического реализма, в рамках которого ценилась идейность, простота, конкретность, — шёл поиск образцов для вдохновения, и простота и народность образов пушкинских героев оказалась как нельзя кстати. Несмотря на то что подготовка и празднование пушкинского юбилея 1937 года проходили по канонам идеологических кампаний, он имел колоссальный положительный эффект, познакомив широкие массы людей с творчеством Пушкина. Творчество Пушкина увлекло миллионы людей. Отсюда мы можем говорить о том, что нельзя воспринимать однобоко культурное развитие СССР