Модель подготовки социолога в свете разработки Федерального государственного образовательного стандарта четвертого поколениястатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 10 апреля 2024 г.
Аннотация:В настоящее время в России происходит формирование новой уровневойсистемы высшего образования. Существенные изменения вносятся с учетом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах общественной жизни.Предполагается, что новая система вберет в себя наработки советской модели образованияи опыт последних десятилетий. Цель статьи — рассмотреть новую версию подготовки социолога в свете реформирования системы высшего образования и разработки Федеральногогосударственного образовательного стандарта (ФГОС) четвертого поколения. Одна из центральных идей, положенных в основу новой системы, — предоставление студенту возможности выбора направления подготовки не на этапе поступления в вуз, а с третьего года обучения,что повысит осознанность профессионального выбора, поможет более успешному встраиванию выпускников в рынок труда за счет широкой образовательной базы и обеспечит гибкостьобразовательных программ, сохранив в каждой «фундаментальное ядро». Таким образом,первые два года будет осуществляться общая (для входящих в укрупненную группу направлений) подготовка, а далее — специализированная (социологическая). Однако предлагаемыйМинистерством образования и науки (Минобрнауки) макет нового стандарта, основанныйна обновленных, укрупненных группах направлений, не будет способствовать повышениюпрофессионального уровня выпускников-социологов. Обязательное выделение общей частидля входящих в группу направлений и потому неизбежное сокращение профессиональнойподготовки лишает высшее социологическое образование связи с практикой, разрушает подготовку профильных специалистов, делает ее беспредметной, что противоречит запросамобщества и рынка труда, целям социально-экономического развития страны. Также возникает проблема непрогнозируемого удлинения сроков выхода выпускников на рынок труда;не определены механизмы распределения контрольных цифр приема между направлениями внутри группы, финансового обеспечения увеличенного периода обучения (удорожаниена 20 %–40 %) и педагогической нагрузки. Проводимый сегодня пилотный проект, рассчитанный на три года, не позволит сделать обоснованные выводы о правомерности заложенныхв него идей: обучающиеся даже не закончат базовый уровень высшего образования. Поэтомуцелесообразно вернуться к разработке ФГОС по каждому направлению подготовки, провестидополнительную работу по нормативному и правовому обеспечению перехода от Болонскойсистемы с ориентацией на ценности и цели российской высшей школы, провести широкоеобщественно-профессиональное обсуждение актуальных проблем планируемых реформ