Аннотация:Целью данной статьи является выявление специфики теории «мировой революции» в идейно-политическом наследии русского анархизма. Для написания статьи активно применялись исторический, сравнительный, герменевтический методы научного исследования. Идеологи отечественного анархизма в своей интерпретации «мировой революции» конкурировали с марксистским учением, с его популярной диалектической теорией общественно-экономических формаций и классовой борьбы, где завершающей стадией исторического прогресса должно было стать достижение глобального коммунизма. Отвергая марксистскую концепцию «диктатуры пролетариата», русские анархисты исходили из альтернативной методологии, заостряющей главенство природных, биологических факторов общественных процессов. По убеждению анархистов, базовым фактором прогресса является природная склонность людей к солидарности и взаимопомощи. Отсюда проистекало противопоставление русскими анархистами естественного характера эволюции человечества любым «принудительным» формам социальной организации. Это относилось, прежде всего, к институту государства, независимо от его внешней формы - коммунистического, либерально-демократического, деспотического. Базовыми параметрами общественного идеала в теории русского анархизма являлись принципы безвластия и свободы, выстраивание социального бытия на основе самоорганизации, самоуправления и глобальной децентрализованной конфедерации, структурированной «снизу - вверх». Прежние территориально-политические границы отменялись, нации упразднялись. Достижение этого идеала виделось анархистам исключительно революционным путем, постепенно охватывающим все новые страны, регионы, континенты. В выводах подчеркивается постоянная апелляция русских анархистов к аргументам общечеловеческой морали - «свободе», «справедливости» «братству», «справедливости», «равенству» в обосновании необходимости мировой анархической революции, что на практике оборачивалось политическими абстракциями, имеющими деструктивные последствия для обществ. В то же время отмечается «вторичность» идеологии русского анархизма как интеллектуального продукта по отношению к марксизму и естественно-научным теориям XVIII-XIX вв., а также склонность анархистов к утопическому мышлению, к умозрительному выстраиванию своего глобального общественного идеала.