Др.-исл. heimr ‘мир’ и его топонимические дериваты в «Старшей Эддестатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 10 июля 2024 г.
Аннотация:Статья посвящена исследованию др.-исл. heimr ‘мир’ и его дериватов (среди которых топонимы со вторым компонентом -heimr) в древнеисландской «Старшей Эдде», предполагающемувсесторонний анализ семантики изучаемых слов, а также роли соответствующего концептав эддической мифопоэтической модели мира. Метод исследования данной лексемы и еепроизводных сформировался на базе тезаурусного описания фольклорного слова, а такжеизучения многозначности эпического текста и лексикологических штудий ряда ключевыхконцептов в древнеиндийской «Ригведе». Комплексный подход, применяемый при анализеэпического слова, учитывает различные факторы: статистику (количество дистрибуций),грамматику (анализ падежной парадигмы), синтаксис (выявление предикатов, выполняющихопределенные функции), этимологию, способную к актуализации семантической мотивировкислова, мифологию, обнаруживающую его тяготение к тем или иным мифологемам, мотивам,сюжетам, поэтику, реализующуюся при помощи звуковой игры (аллитерации, анаграммы,повторов) и определяющую взаимодействие лексем в тексте, а также экстралингвистический«мир вещей», устанавливающий связь между языковым знаком и денотатом. На основанииболее чем трехкратного преобладания форм ед. ч. (28 единиц) по сравнению с формами мн. ч.(8 единиц) можно реконструировать, во-первых, наличие нескольких миров в эддическоймифопоэтической модели мира на первоначальном этапе, во-вторых — путь эволюции от совокупности однотипных объектов к некоему единству, целостности, которые достигаютсяв результате их объединения. Иными словами, вполне вероятно такое семантическое развитие:‘жилища великанов’ (мн. ч.: iǫtna heimar) → ‘Жилище великанов’ = ‘Мир великанов’ (ед. ч.:Iǫtun-heimr). Др.-исл. heimr отождествляется с универсальной моделью мира в виде мирового древа (девять миров = девять корней древа предела в «Прорицании вёльвы»); участвуетв эддической концепции хронотопа (мировое древо с его корнями (= мирами) описывается«внизу под землей», т. е. до момента своего возникновения); способен к темпорализации, приравнивается к временнóму понятию «век» (др.-исл. ƍld); антропоцентрически ориентирован.