Испытание социальности: функция «первичной» метафоры в малой прозе Г. Мелвилла и Л. Толстого Study in Sociality: The Function of “Primary” Metaphor in the Stories by Herman Melville and Leo Tolstoyстатья
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 10 июля 2024 г.
Аннотация:Образцы поздней прозы Германа Мелвилла и Льва Толстого — рассказ «Рай дляхолостяков и ад для девиц» (1855) и повесть «Хозяин и работник» (1895) —рассматриваются в статье как художественные исследования социальности, с акцентом насходстве рецептивной реакции, подразумеваемой тем и другим текстом. Эстетический опытчитателя в обоих случаях обусловлен весомым присутствием и силой «первичных» метафор:тепла как совместности и холода как отчуждения. Яркой чувственной конкретностью этихметафор, а также их распределенностью в тексте (с сосредоточением в начале и в конце)определяется целостность и внутренняя динамика «метафорических полей» (N. Babuts)обоих произведений. Микроанализ текста позволяет увидеть универсальную природусоциальной связи, разнообразие ее культурных форм и индивидуально-авторскихприоритетов. Читательское соучастие в акте воплощенного сознания исключает сведениесмысла к умозрительной аллегории, сообщает чувственно-эмоциональную осязаемостьдраме морального и социального выбора. Предполагаемый параллелизм эстетических исоциальных форм опыта приоткрывает доступ к базовым механизмам, посредством которыхинтерсубъективное отношение конституируется, опознается в качестве культурно значимоймодели, проблематизируется.Ключевые слова: первичная метафора; социальность; социальное воображение; Лев Толстой;«Хозяин и работник»; Герман Мелвилл; «Рай для холостяков и ад для девиц»AbstractHerman Melville's “The Paradise of Bachelors and the Tartarus of Maids” (1855) and LeoTolstoy's “Master and Man” (1895) are considered as studies in human sociality with specialattention to the similarity of receptive strategies and reactions that the two texts provoke.Reader's aesthetic experience in both these cases is determined by the pronounced presenceand power of ‘primary’ metaphors: the warmth of human togetherness and the cold of alienation.The palpable sensuality of these metaphors and their distribution in the text (with condensation inthe opening and the final parts) provide for the coherence of the two “metaphoric fields”(N. Babuts), their inner tension and dynamics. Textual micro analysis makes it possible to recognizethe universal nature of social connectivity as well as the variety of its cultural forms and individualauthors’ priorities.Readerly participation in the act of embodied cognition makes reduction to allegoryimpossible, making the drama of moral and social choice experientially concrete. The presupposedcorrelation of aesthetic and social forms may give access to the otherwise unattainable terrain whereintersubjective experience is constituted, recognized as a culturally relevant model, problematized.Keywords: primary metaphor; sociality; social imagination; Leo Tolstoy; “Master and Man”;Herman Melville; “The Paradise of Bachelors and the Tartarus of Maids”