Сопоставительный анализ обозначений мира в "Старшей Эдде" и русских былинахстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 24 июля 2024 г.
Аннотация:Сходство, наблюдаемое в номинациях мира в «Старшей Эдде» и былинах, может проявляться и на уровне грамматики (ср. преобла-дание форм мн. ч. у обозначений иного мира, трактуемых как разроз-ненные локусы, в совокупности образующие «загробное» простран-ство) и метаописания (ср. воздействие антропоцентрического фактора на конституирование изучаемых лексем: др.-исл. ver-ǫld ‘вселенная’, букв. ‘мужей век’; отечество). Расхождения, характерные для на-именований мира в «Старшей Эдде» и былинах, охватывают многие сферы и обусловлены различными факторами. Следует принимать во внимание специфику древнеисландского и русского памятников пись-менности (ср. преобладание композитов в первом случае и префик-сально-суффиксальных дериватов во втором). Речь может идти о разной глубине фиксации мифопоэтических представлений: например, в «Старшей Эдде» наряду с обозначением иного мира (хель) фигурирует и его персонификация — великанша Хель), то есть вопло-щены более архаичные и детальные представления как о происхож-дении, так и об устройстве вселенной. Имеет значение и ещё один параметр — распространение тех или иных мотивов на одном син-хронном уровне. Наименования этого мира в былинах отличаются гомогенностью: по сути дела речь идёт о самом частотном обозна-чении сей свет, белый свет, в то время как в «Старшей Эдде» они гетерогенны: космизированная вселенная складывается из множества миров — богов (асов, ванов, альвов), великанов и людей. Сущест-венную роль могут играть идеологические установки (ср. языческие святилища (др.-исл. vé) и образ отечества как святой Руси, оплота православной веры) или воздействие ассоциаций, типичных для эддической героической модели мира.