Аннотация:Социологические исследования показывают, чтосовременные учащиеся имеют иной набор базовых ценностей и иные стереотипы поведения, нежели имели в сходном возрасте поколения современныхпреподавателей. Подобный разрыв в мировоззренческих и поведенческихустановках порождает ряд проблем в образовательном процессе и делает понятие «поколение» одним из центральных в современной философии образования. Актуализируются необходимость критического анализа теории поколений, принятие ее современным образованием. Методологическую основуисследования составляют теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса, теориямежпоколенческой динамики В. Радаева, концептуальные подходы «изменяемой фатальности» в работах А. Бергсона и Х. Ортеги-и-Гассета. Выявлено четыре основные особенности теории поколений, способы их применения в организации образования, определении целей и задач. В философии образования теория поколений и философия «изменяемой фатальности»представляются методологически эффективным объяснением. Сравнительное исследование теории поколений и философии «изменяемойфатальности» указывает на неустранимость межпоколенческого зазора, размывание поколенческих границ как единства ровесников, имеющих одини тот же набор ценностей и поведенческих стереотипов. В связи с выявленными особенностями делается вывод: прогностические функции, характерные для применения теории поколений в образовательной экосистеме врядли осуществимы, а внедрение на их основании превентивно-коррекционныхобразовательных стратегий будет подвержено закону «постоянного запаздывания». Методологическое значение концепции «изменяемой фатальности»для философии образования и ее ограничивающих условий связывается с понятием «главного a priori истории» (Х. Ортега-и-Гассет) и понятием «базиснойинтуиции» (А. Бергсон). Преодоление недостатков, свойственных обеим теориям, и выработка более эффективных стратегий в области современногообразования требуют проведения междисциплинарных исследований в области возрастной психологии личности, философии образования и другихдифференцированно- социологических исследований.