Аннотация:В фокусе статьи – отношение чешских утраквистов (гуситов) к Новому Завету, усвоение ими его топики и её практическое применение при выработке собственной
идентичности в 1419–1421 гг. Установлено, что в общегуситскую идентичность, зафиксированную в грамоте Чаславского сейма от 7 июня 1421 г. («те, кто льнут к Божьему Закону»), была имплементирована аффилиация к Евангелию: ядром гуситской
идеологии была доктрина утраквизма, которую гуситы аргументировали словами
Христа о всеобщем Причастии Чашей, зафиксированными в Евангелии (Мф. 26:27).
Тем не менее, в репрезентации и самовосприятии отдельных гуситских группировок
роль Нового Завета и его составных частей заметно разнилась. Будучи радикальными
фундаменталистами, табориты в 1420 г. отвергли авторитет любых норм человеческого происхождения, в т.ч. апостольских Посланий; с другой стороны, именно Евангелие было положено ими в основу собственной идентичности (табориты, досл. «фаворцы», т.е. свидетели Преображения) и доктрины войны не за себя самих, но за Бога
и Его Закон. В свою очередь, самовосприятие пражских гуситов базировалось на
актуализации ветхозаветных образов, дополненных топикой 12-й главы Откровения
(Прага = Иерусалим, пражане = возлюбленные «Божьи люди», потомство Божьей
супруги, с которым ведёт войну апокалиптический дракон). Из Евангелия и Посланий пражане черпали лишь то, что никак не противоречило ветхозаветной модели
религиозного милитаризма (противостояния праведных грешным). Это объяснимо
тем, что им – жаждущим того, чтобы Прага, которую они считали «перворождённой
и остальных превосходящей дочерью» Чешской короны, заняла подобающее место в
политической иерархии Чешского королевства – оставался чужд идеал новозаветной
самоотверженности, воплощавшийся таборитами.