Анализ способов стабилизации и ориентации космических аппаратов с прямоточным электрореактивным воздушным двигателем, функционирующих на сверхнизких орбитахтезисы доклада
Аннотация:Концепция космического аппарата с прямоточным воздушным электрореактивным двигателем(ПВЭРД) привлекает все большее внимание исследователей. Такой космический аппарат может функционировать на сверхнизких орбитах (150–250 км), используя при этом воздух из окружающей остаточной атмосферы в качестве рабочего тела для ионного двигателя. Так, масса выводимого на орбиту груза увеличивается за счет отсутствия большого запаса топлива на борту космического корабля, кроме того, полеты на сверхнизких орбитах позволяют,например, улучшить качество аэрофотосъемки при дистанционном зондировании Земли. В то же время, поскольку космический аппарат с ПВЭРД функционирует на орбите в присутствии разреженного газа, то на него действуют аэродинамические силы и по аналогии с самолетом должны быть обеспечены аэродинамическая устойчивость и управляемость. В данной работе рассмотрены вопросы управления траекторией полета космического аппарата с ПВЭРД с использованием различных способов управления (маховики, смещение центра тяжести, изменяемый вектор тяги, отклоняемые аэродинамические поверхности). Для моделирования движения космического аппарата использовалась программа LMS Amesim, а аэродинамические характеристики частей космического аппарата предварительно рассчитывались методом прямого численного моделирования Монте-Карло. Также для всех вышеперечисленных способов траекторного управления были разработаны базовые алгоритмы управления.Результаты показывают, что при наличии статической аэродинамической неустойчивости средства активнойстабилизации в сочетании с работой системы автоматического управления позволяют минимизироватьсопротивление и обеспечить балансировку и управление движением космического аппарата с ПВЭРД.Работа выполнена при поддержке гранта РНФ № 20-69-46034.