Аннотация:Введение. Работа посвящена незаурядному человеку - скульптору и художнику Ивану Илларионовичу Севрюгину (1839-?), его вкладу в организацию, проведение и скульптурное воплощение Антропологической выставки 1879 года, ставшей отправной точкой в становлении антропологии как точной и естественно-исторической науки и основой для создания кафедры и Музея антропологии. Материалы и методы. Источником работы послужили печатные труды второй половины XIX века, издаваемые Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ), при изучении которых были использованы историко-типологический и историко-описательный методы. Основное внимание было уделено анализу материалов и документов, связанных с подготовкой и проведением в Москве в 1879 г. Первой Антропологической выставки. Изучались также архивныедокументы НИИ И Музея антропологии и литературные источники.Результаты и обсуждение. В работе рассматривается творческий путь скульптора и художника И.И. Севрюгина. Будучи выходцем из небогатой семьи цеховых ремесленников Иван Илларионович получил великолепное образование в Московском училище живописи и ваяния. Учился у профессора Н.А. Рамазанова. Во время учебы неоднократно удостаивался наград за свои работы и по окончании получил звание художника третьей степени. Наряду с известными скульпторами и художниками принял участие в изготовлении коллекций манекенов для Этнографической выставки 1867 г. Наиболее значимой вершиной его деятельности стала Первая антропологическая выставка 1879 г. Разработка модели выставки, ее скульптурное воплощение, сбор и подготовка экспонатов (курганы, могильники, маски, бюсты др.), поездка в Париж и многое другое - все это демонстрирует его нам как невероятно талантливого человека, владеющего разнообразными техниками художественных и скульптурных работ, обладающего огромным трудолюбием и заслужившего самую высокую оценку специалистов.Заключение. Анализ архивных и литературных источников показал, что И.И. Севрюгин, будучи талантливым художником и великолепным скульптором, обладающим колоссальной работоспособностью, приняв активное участие в подготовке Антропологической выставки 1879 г., способствовал решению одной из ее главных задач - популяризации антропологии в России. Благодаря своей одаренности он сумел выразить научные представление в художественной форме. Его произведения, выставленные в экспозиционных залах Выставки, наглядно показывали широкой публике единство биологического и социального в природе человека. Коллекции, созданные И.И. Севрюгиным, легли в основу скульптурного фонда фотоиллюстративного отдела Музея антропологии МГУ.