Когортные различия в выполнении теста интеллекта: эффекты начального школьного обучения и сложности заданийстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 24 июля 2024 г.
Аннотация:Представлены результаты анализа когортных различий в выполнении теста «Стандартные прогрессивные матрицы» за одно десятилетие. В фокусе исследовательского внимания оказываются показатели выполнения теста флюидного интеллекта 1008 школьниками шести когорт по рождению, поступившими в первые классы одной общеобразовательной организации с 2011 по 2017 годы, и их результаты через 4 года начального школьного обучения – с 2015 по 2021 годы. Решаются задачи, связанные с определением характера когортных различий в тестовых баллах «внутри» одного десятилетия на первом и четвертом годах обучения, вероятностью изменения размера когортных различий в ходе начального школьного обучения и степенью их зависимости от сложности тестовых заданий. Результаты исследования свидетельствуют о существовании когортных различий в выполнении учениками одной общеобразовательной организации теста интеллекта «внутри» одного десятилетия. При этом характер изменений не соответствует тенденции поступательного увеличения тестового балла от предыдущей когорты к последующей когорте. Величина когортных различий на первом и четвертом годах обучения варьируется в зависимости от сложности тестовых заданий, достигая максимальных значений для более сложных заданий. Показано, что четыре года начального обучения в школе существенно сокращают выраженность когортных различий по показателям теста «Стандартные прогрессивные матрицы». При этом сложность тестовых заданий оказывается связанной с влиянием начального школьного обучения на когортные различия: чем сложнее задания, тем в меньшей мере сокращается величина когортных различий к концу начальной школы.