Аннотация:Рассматривается политическое учение Аврелия Августина об отношении Церкви и государства в оценке видного русского философа, историка и правоведа второй половины XIX в. Б.Н. Чичерина, основные стороны политико-правовой концепции которого освещены в контексте его фундаментального труда по истории политических учений, отдельная глава которого была посвящена творчеству блж. Августина (раздел про Августина вошел в первый том «Истории политических учений», опубликованный в 1869 г.). Акцент делается на скептическом взгляде Чичерина на теократическую модель правления, с которой нередко в литературе принято связывать фигуру гиппонского епископа, а также на полемике блж. Августина с донатистами, поскольку проблема свободы совести и применения государством принудительных мер в отношении раскольников была для Чичерина крайне актуальна в контексте внутренней ситуации в Российской империи. Делается вывод о том, что Чичерин как сторонник независимого от Церкви государства и расширения гражданских свобод в своем историческом анализе ограничивается преимущественно критикой Августиновой концепции «Града Божия».